ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ должно быть частью нашей жизни!
Одной из приоритетных социально-экономических задач, поставленных в настоящее время правительством Республики Башкортостан, является достижение устойчивости развития, направленного на обеспечение продовольственной безопасности и независимости страны, повышение уровня и качества жизни сельского населения, рациональное использование природных ресурсов и сохранение окружающей среды для будущих поколений. Большое значение в решении этой задачи имеет создание комфортной, безопасной и рационально спроектированной среды жизнеобитания. Развитие сельских поселений происходит в условиях ограниченных финансовых возможностей государства, требующих
рационального использования ресурсов. В связи этим, существует острая необходимость экономного использования электрической и тепловой энергии, и применение энерго- и ресурсосберегающих технологий в инженерных системах сельских поселений становится особенно актуальным в настоящее время. Очевидно, что для жилых объектов сельских поселений (наряду общественными и промышленными) именно системы теплоснабжения являются потребителями энергии повышенного потенциала. В условиях сельских поселений наиболее эффективно использование систем и технических средств теплообеспечения децентрализованного типа [1]. Для отопления жилых зданий используют системы, различающиеся энергоносителями и конструктивными элементами: воздушные, электрические, водяные. Наиболее комфортной считается система водяного отопления. Для этой системы могут использоваться различные виды теплоисточников — котлов отопления.
Необходимость решения проблемы энергосбережения программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:
1. Невозможностью комплексного решения проблемы в требуемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма;
2. Комплексным характером проблемы и необходимостью координации действий по ее решению.
Схема взаимодействия участников процессов энергоснабжения, энергопотребления и энергосбережения
Участников процессов энергоснабжения и энергосбережения можно свести к 3 большим группам:
1. энергоресурсоснабжающие предприятия;
2. потребители;
3. органы местного самоуправления
Энергоснабжающие организации, являющиеся естественными монополистами, при отсутствии конкуренции и невозможности потребителей обеспечить самостоятельно свои нужды в энергоресурсах, не заинтересованы ни в снижении тарифов, ни в мероприятиях по повышению энергетической эффективности.
Органы местного самоуправления (ОМС) заинтересованы в повышении энергетической эффективности для защиты потребителей – избирателей, негативно воспринимающих рост стоимости энергоресурсов. ОМС в рамках своих полномочий:
– разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
– устанавливают требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на
услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;
– обеспечивают информационное сопровождение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
– координируют действия участников процесса энергоснабжения, а также мероприятия по повышению энергетической эффективности.
Из всех участников реально организовать процесс энергосбережения могут только органы местного самоуправления.
Таким образом, успех Программы энергосбережения сельского поселения Сосенское определяется способностью координации и управления всеми запланированными мероприятиями по энергосбережению.